Немного про босанову. Лёгкая записка про трудные понятия

Дело было в жаркой стране, и сотворили его в обеспеченном квартале Рио-де-Жанейро — Ипанеме, когда заканчивались 50-е годы 20-го столетия.

Гитарист и автор-исполнитель Жилберту немного изменил самбу, добавив туда афро-бразильские мотивы и джазовые элементы. Новое звучание понравились слушателям, и у жанра появились новые почитатели, например, известный музыкант Антонио Карлос Жобим. Они с Жилберту и считаются основателями босановы.

Название сложилось из жаргонного bossa, которое переводится на разговорный русский как «фишка», и вполне приличного слова nova — тут перевод буквальный, «новая». Это сейчас босанова — что-то привычное, а тогда она считалась авангардом, что и отразилось в названии.

Что особенного было в «новой фишке»
До Жуана Жилберту многие думали, что бразильцы — непременно экспрессивные люди, но оказалось, что это стереотип. Так, Жаун пел робким и тихим голосом и выглядел утончённым.

Он экспериментировал с музыкой и вводил в привычное звучание новые ритмы. Например, он изменил ритм самбы, сделал его медленнее и гармоничнее, а ещё добавил туда гитарное звучание. Но при этом он звучал так же, как самба, — по двум тактам. Этот новый жанр стал главным саундтреком к ночной жизни Кариоки и считался новой самбой.
Флагман босановы — Garota de Ipanema, переводится как «Девушка из Ипанемы». Музыку к песне написал Антонио Карлос Жобим. Считается, что они с автором слов часто бывали в кафе, мимо которого ежедневно проходила красивая восемнадцатилетняя барышня. Ей они и посвятили эту песню.
Почти самба-джаз
Босанова — нежная и страстная, ритмичная и чувственная. Эта музыка — о любовной лирике и уверенной в себе сексуальности.

Она может быть романтичной и подвижной, подходить для латиноамериканских уличных танцев или входить в понятие лаунжа. Иногда она напоминает бразильский фольклор и встречается даже в русской поп-музыке.

Например, песня Любови Успенской «К единственному нежному», её припев — босанова. А ещё трек Леонида Агутина «Я тебя не вижу» тоже стилизован под этот бразильский стиль и звучит как медленная босанова.
Послушайте сами.
Для босановы важен танец. Это характерно для всей бразильской музыки в целом, ведь её придумали для танцующей нации. И потому босанова созвучна с сальсой, самбой и румбой.

У босановы сложный ритм. Её легко узнать по мягкому гитарному биту, негромким барабанам и вокалу. В ней звучат простые инструменты, часто именно они задают особенный ритм босы.

Когда в босанове звучит вокал, музыкальный фон становится тише и благодаря этому певец может импровизировать со словами и тональностью.
Пример настоящего танца босанова — в фильме «Вечеринка в Акапулько», где главную роль сыграл Элвис Пресли.

Часто в босанове звучат гитара, барабаны, фортепиано и беримбау — бразильский однострунный инструмент, похожий на смычок.
Характеристики босановы
— Ритм — двухтактный паттерн, полученный из музыки самбы. Он напоминает ритм клаве из афро-кубинской музыки, однако чистое клаве не является элементом традиционной бразильской музыки.

— Темп — относительно вялый, особенно по сравнению с танцевальной энергией, которая определяет большинство ритмов самбы. Однако танцевальная босанова намного быстрее, её темп — умеренно быстрый.

— Вокал — большинство исполнителей поют в неоперной, слегка носовой вокальной манере. Ещё её называют бытовым или не поставленным вокалом. Эту манеру позаимствовали из народной традиции кабокло («кабокло» — метисы), которые живут на северо-востоке Бразилии. И получилось, что голос в боссе звучит тихо, негромко, задумчиво и без напряжения.

— Слова в песнях — о личной тоске, любви и спокойствии природы.
Кому и когда
Поскольку босса — лиричная и неторопливая музыка, в первую очередь она ассоциируется с отдыхом, расслабленностью и тёплыми странами. И потому мы рекомендуем проанализировать, подходят ли эти ассоциации вашему бренду. Но всё-таки маркетологи «Музлаба» вывели общие рекомендации. Они — ниже.

  • Для тёплых вечеров как противоположность блюзу. Босанова подойдёт там, где уместны ассоциации с морем, пальмами и песком. Это лёгкая усталость, романтика, путешествие и экзотика.
  • Для весёлых разговоров — хэппи боссанова.
  • Там, где говорят о путешествиях и праздниках, — забавная босанова. Чистый джазовый ритм и мелодия гитар, за которыми следуют акустические басы и органы.
  • Для путешествий, танцев и лета — латинская тема с акустическим фортепиано, гитарой и перкуссией.
Для романтических сцен или рекламы — латинская босанова. Страстная и романтическая, с игривыми акустическими гитарами, перкуссией, глокеншпилем и живым барабанным ритмом.
Если на карте маркетинга вы находитесь рядом с этим бизнесом, подключайтесь к «Музлабу». Ведь музыка для бренда — это у нас.